Надувная или жесткая байдарка: что советуют эксперты?
19 июля 2023В этом году я решил купить себе байдарку. Мы с друзьями каждый год по несколько раз ходим в походы и прекрасно проводим время. Я считаю, это очень хорошее “мужское” хобби, которое помогает закалить в себе силу волю, выдержку, накачать мышцы, а заодно и расслабиться морально, забыть про всякие проблемы. При этом байдарка – самая настоящая “боевая подруга”, от ее качества очень сильно зависит, насколько удачным или нет получится в итоге сплав. Поэтому я решил подойти к ее выбору со всей серьезностью, поспрашивать друзей, которые уже купили байдарки, а также почитать в интернете отзывы и мнения на эту тему.
Плюсы и минусы каркасных байдарок
Изначально – много сотен лет назад – все байдарки были “каркасными”, в основном из дерева. Они прочнее, способны развивать более высокую скорость и, конечно же, грузоподъемнее. Обычно профессиональные спортсмены всегда выбирают каркасные байдарки: по своим ходовым характеристикам они превосходят надувные.
Но при этом надо понимать, что каркасная байдарка – это большее количество серьезных вопросов.
Хранение
Каждая такая байдарка – полноценное судно, его не поставишь на балкон, нужно искать причал (а в наших широтах лучше даже ангар или эллинг, чтобы хранить его там круглогодично). Удовольствие не дешевое, и далеко не везде есть такой эллинг.
Транспортировка
Большинство каркасных байдарок всё же можно зафиксировать на крыше обычного легкового автомобиля, но есть и такие, которые требуют прицеп. Заранее продумайте, как вы будете транспортировать вашу байдарку. Если, например, нужен прицеп, то это дополнительные затраты на его покупку.
Что же касается других видов транспорта, начиная от автобуса и заканчивая самолетом, то в большинстве случаев вам откажут в перевозке каркасной байдарки, либо предложат заплатить огромную сумму за багаж.
Что насчет сборных байдарок?
Я прочитал на эту тему много разных мнений, большинство владельцев сборных байдарок сходятся на том, что это не самый лучший вариант.
Многие модели очень сложны в сборке и требуют прямо-таки высшего инженерного образования. Я лично знаю людей, которые купили сборную байдарку, но не смогли ее собрать, так что даже пришлось возвращать товар. Другие, которые вроде как смогли, не уверены, что сделали это правильно. При этом профессиональных “сборщиков байдарок по вызову” нет, а завод-изготовитель не пришлет вам своих специалистов. Как тут быть – вопрос сложный.
Присмотритесь: если изделие, которое вы приобретаете, слишком сложное в техническом плане, “сборное” – это уже не преимущество. Одно дело – собрать табурет из 5 деталей, другое – автомобиль, где их сотни! Даже если вы справитесь, то потратите много часов и сил (а многие байдарки имеют очень тяжеловесные элементы, так что в одиночку их соединять и прикручивать – то еще удовольствие). А ведь “сборно-разборное изделие” подразумевает, что вы будете его собирать и разбирать обратно при каждом использовании. То есть, готовишься к сплаву – собрал, вернулся – разобрал. Но если это на это тратить несколько дней, то уж лучше пусть завод соберет все сам!
А если вы везете байдарку на речку в разобранном виде, то имейте в виду, что этот вариант категорически не подходит для сложных конструкций: условия местности и погоды могут вообще не дать вам справиться с задачей.
Что насчет сборно-каркасных моделей?
По сути, это все та же каркасная байдарка, только на нее дополнительно крепятся надувные элементы, например баллоны, которые увеличат ее плавучесть. Всё, что было сказано выше про каркасные байдарки, справедливо и для такого варианта. Дополнительная проблема – крепление этих самых баллонов. Если они сделаны из некачественного материала, например полиэтилена, то могут сдуться или лопнуть. А поскольку производитель считает, что эти баллоны всегда имеются, то без них посудина может и вовсе потонуть.
Чем хороши надувные байдарки?
Их преимущества очевидны:
- не занимают много места и мало весят (минимум проблем с транспортировкой и хранением)
- быстро приводятся в “боевую готовность”, без инструментов и сложных схем
Ходовые качества надувной байдарки при этом тоже могут быть на высоте, если у нее подходящая форма. По крайней мере, я сам ходил на таких байдарках, но не увидел никаких недостатков. За счет легкости судно быстро идет по течению, а если активно грести – то пойдет и против него. Кстати, тут все же не надо прилагать таких усилий, каких требуют тяжелые модели из дерева, алюминия и других материалов.
При этом у надувных байдарок тоже есть свои нюансы. Например, нужно знать о разнице между однослойными и двухслойными моделями. На первый взгляд, 2 слоя лучшего одного: сложнее порвать. Но на практике большинство моих знакомых байдарочников давно отказались от этой идеи:
- такие байдарки очень долго сохнут, и даже после того, как наружный слой сухой, из сложенной байдарки все равно может вытекать вода. Очень неудобно, когда она течет из рюкзака на ходу!
- нередко внешний и внутренний слой после надувания и сдувания располагаются неравномерно относительно друг друга, в итоге байдарку конкретно “перекособочивает”, и она выглядит очень странно.
По этой причине всем, кого интересуют надувные байдарки, я советую всё же рассмотреть однослойный вариант. Конечно, здесь важен качественный материал – но он не менее важен и в 2-слойных байдарках, иначе она точно так же расклеится и рассохнется. Поэтому, если у вас качественный производитель, то можно сильно не переживать: одного слоя вполне должно хватить.
Еще одним существенным преимуществом надувной байдарки является ее цена. “Цена байдарки обычно в диапазоне 30-50 тысяч рублей, плюс закладывайте еще до 30 тысяч на допоборудование: термомешок, спальник, рюкзак, палатка. Но ведь всего этого должно хватить лет на 10, по идее, поэтому не так много”, – отмечает старший инструктор по туризму Евгений Игошкин. При этом, если выбрать надувную модель, затраты на транспортировку падают практически до нуля: ее можно положить в обычный рюкзак и нести на себе. И даже если сдавать такую байдарку в багаж – например, в аэропорту – то всё равно она, как правило, умещается в “габаритный груз”.
Что касается хранения надувной байдарки, тут золотое правило одно: сначала ее нужно почистить и высушить, а далее можно сложить в ту же самую сумку и убрать в любое помещение, где нет слишком низких температур.
Где взять байдарку без больших затрат?
Пока я искал магазин, где её купить, мне пришла в голову еще одна мысль. Поскольку на сплавы мы ходим относительно редко (3-5 раз в году), то стоит ли хранить байдарку дома остальные 300 дней, какой в этом смысл? Места она занимает, может, и немного, но долгое хранение естественным путём приводит к старению материалов, у моего знакомого стали расходиться швы на байдарке, которую он купил всего 3 года назад. И возникают течи.
Вместо этого я решил выбрать вариант аренды. В этом случае байдарка всегда новая: и выглядит привлекательно, и не рассыхается. Я нашёл такой вариант. как сервис Fitsharing: там можно арендовать байдарку на выходные, например, всего за пару тысяч рублей. Получается, если купить такое “судно” в собственность, я “отобью” его цену только через 5-7 лет. Но не придет ли оно в негодность ли оно к тому моменту, и не придется ли сразу покупать замену?
Поэтому я решил пока пользоваться арендой в Fitsharing. Доставка четко в нужное время и место, поэтому никаких проблем: надул, сел и сразу поплыл!
Как видим, выбор байдарки – это целое искусство. Желаю вам учесть все факторы, чтобы потом не жалеть о своём выборе.
Скидки и акции
Еще важное про фитнес
Подпишитесь на нашу рассылку!