«Греби отсюда!» - Как делать это правильно на байдарке?
17 июля 2023Этим летом у меня не получилось поехать на море, пришлось остаться в городе на весь отпуск. Но просто сидеть целый месяц дома и смотреть телевизор – скучно! А друзья разъехались, и я несколько дней не мог придумать никаких вариантов досуга. Просто сидел и листал ленту ВКонтакте, и неожиданно увидел объявление, что скоро стартует байдарочный тур на 4 дня, причем старт прямо в моём городе.
Я стал изучать, все равно делать нечего. Оказалось, что там всё практически бесплатно, только надо иметь байдарку и взять еды, вот и всё. С одной стороны, я никогда ничем таким не увлекался, а с другой, мне очень хотелось вырваться из дома на природу, и я взял и согласился! Конечно, были сомнения, что я даже грести не умею, но решил, что как-нибудь разберусь на месте.
И вот в день Х я подхожу к берегу, где уже несколько других людей с байдарками. Знакомлюсь, с кем успеваю, а через полчаса уже раздается команда “грузиться на байдарки”. Как же это делать?
Как сесть в байдарку
Ничего особо сложного нет: мне помогала вся команда, узнав, что я новичок. Для начала байдарку надо оттолкнуть от берега, не надо пытаться “оседлать” ее на берегу. Ее требуется расположить параллельно причалу. Далее нужно аккуратно погрузить в байдарку ноги, а затем переместить в нее свой центр тяжести. На словах всё несложно, но на практике может потребоваться несколько попыток. Поначалу кажется, что байдарка только и ждет случая, чтобы уплыть в момент посадки без меня или выбросить седока, когда я уже внутри. Но так проявляется ее легкость и маневренность – незаменимые качества во время сплава!
Когда уже расположился внутри байдарки, важно проверить, чтобы ноги упирались в “пол”, но не слишком сильно. Они должны быть полностью вытянуты, а не полусогнуты, иначе они быстро утомятся.
Как правильно взять весло?
Весло в байдарке особое – “двустороннее”. Это значит, что приходится, по-простому говоря, постоянно “вертеть” его в руках по вертикали: когда левая сторона в воде, правая в воздухе.
Как брать весло, мне объяснили, ничего сложного: просто обхватить пальцами, большой палец снизу. Важно не сжимать слишком сильно, потому что это создает дополнительную нагрузку на руки, и от этого быстрее устаешь.
Как правильно грести?
Немного “байдарочных” терминов:
- когда весло находится в воде, то сам гребок называется “проводкой”
- когда оно возвращается обратно по воздуху, то это “занос”
- момент погружения весла в воду называется “замах”
Очень важно, во-первых, полностью доставать весло из воды, когда делаешь занос. Иначе потратишь кучу энергии, преодолевая сопротивление воды, да еще и эта энергия будет работать против тебя: тормозить движение лодки, когда это не нужно.
Ну а когда делаешь замах, то, наоборот, важно полностью погрузить весло в воду, чтобы гребок давал байдарке 100% скорости, а не 30% и не 60%. Иначе, опять же, устанешь махать веслами, а плестись будешь в самом конце “колонны”.
Если бы речь шла про обычную лодку, на этом можно было бы закончить. Но у двустороннего весла есть еще несколько принципов.
Во-первых, надо всегда держать симметрию. То есть, погружать с левого борта только левую половину весла, ровно 50%. Нельзя, чтобы во время гребка левой лопастью правая находилась прямо в ладонях. Из-за этого перекосится курс, а кроме того, каждый гребок придется еще и бросать весло в ладонях туда-сюда. Это тоже очень большие трудозатраты. А, как вы уже поняли, энергию надо экономить.
Во-вторых, не следует поднимать весло слишком высоко. По крайней мере, оно никогда не должно подниматься выше головы, ни с какой стороны.
В общем, нужно наловчиться грести так, чтобы лопасть весла уходила полностью под воду – но не слишком. Когда делаешь проводку, другой конец весла поднимается – но тоже не слишком. И при всём этом надо держать симметрию: не смещать свой центр тяжести ни влево, ни вправо, потому что байдарка очень чувствительна к нарушениям баланса.
Чтобы научиться держать этот баланс, нужна уже практика. Но это не так долго: буквально пара часов – и начинаешь грести более-менее нормально. Главное – сразу делать всё правильно (большой палец внизу весла, не поднимать весло над головой), иначе научишься неправильно, и придется переучиваться.
Ну и наконец, хороший гребец никогда не гребет только руками, он активно использует корпус. Например, делая гребок, он подает вперед грудь и пресс, а делая замах – уводит их обратно, назад. Благодаря этому задействуются не только мышцы рук, но и мышцы верхней части туловища. А из этого логично следует, что мышцы рук меньше устают. Это очень важно, потому что грести приходится часто по несколько часов подряд.
Как тормозить и поворачивать?
Тут всё тоже элементарно: чтобы повернуть, надо сделать несколько гребков веслом с одной стороны. Вообще у байдарки немного “рыскающий” стиль: когда я делаю гребок слева, она отклоняется вправо. Но затем я делаю гребок справа – она отклоняется влево и “выравнивается”. Поэтому, кстати, надо учиться делать равные по силе гребки, даже если одна рука сильнее другой. Но если маршрут сбивается, надо просто сделать несколько гребков нужным веслом.
Кстати, есть ещё один термин – “табанить”. Это значит, грести веслом в другую сторону, то есть в сторону носа. Разницы никакой нет: для поворота влево можно грести правым веслом или “табанить” левым. Со временем учишься выбирать вариант, который будет менее энергозатратным.
Что касается торможения, то тут надо именно “табанить”, несколько таких движений – и байдарка остановится. Но, конечно, не в том случае, если ее несет течение. С ним бороться бесполезно, нужно или бросить якорь, или пристать к берегу. Однако такое торможение очень полезно, когда впереди, например, видишь затонувшую корягу, и нужно как-то пройти мимо нее.
Как грести в “двойной байдарке”?
У меня была одноместная байдарка, но я видел людей, которые гребли вдвоем. Наверное, это сложнее. Как мне объяснили, тут главное – подстроиться друг под друга. В принципе, сразу это ни у кого не выйдет, а через пару дней произойдет в любом случае.
Во-первых, важно не задевать друг друга ни веслами, ни руками. Для этого надо делать гребки синхронно, чтобы у обоих левое весло было в воде в один и тот же момент, тогда никто никого ничем не ударит.
Во-вторых, важно сидеть ровно относительно друг друга, ни в коем случае не садиться одновременно на один борт, иначе байдарка перевернется.
Ну и наконец, передний гребец не видит заднего, а вот задний видит переднего. Поэтому задача переднего – задавать четкий ритм, а задача заднего – копировать движения переднего.
Где взять байдарку?
Конечно, покупать ее у меня и в мыслях не было, ведь это был мой первый раз, я даже не знал, понравится мне или нет. Поэтому я с самого начала стал искать сервисы аренды. И нашел! Оказывается, есть компания Fitsharing, и байдарку там можно арендовать всего за несколько тысяч на нужное количество дней. Я сразу так и сделал и ни о чем не жалею: моя байдарка выглядела даже лучше, чем у других, была новая, и видно, что хорошего качества. В комплекте шло и весло, и жилет, и всё остальное, что нужно для плавания. Привезли байдарку накануне прямо мне домой, так что с утра я просто заказал такси и отправился куда мне надо.
Поход прошёл что надо: хотя местами уставал грести с непривычки, зато я хорошо отдохнул, развеялся и познакомился с новыми людьми, а также освоил байдарки. Уверен, что еще много раз схожу в такие походы!
Скидки и акции
Еще важное про фитнес
Подпишитесь на нашу рассылку!